Главная » 2019 » Февраль » 10 » Почему бегут капиталы?
23:49
Почему бегут капиталы?

Казалось бы, те решения, которые уже приняли ЕС и США с примкнувшими к ним Австралией, Канадой и другими странами, не выглядят уж такими страшными. А многие политики и наблюдатели – как российские, так и иностранные – комментируют их подчас в юмористическом, если не саркастическом ключе. Однако практика показывает, что последствия таких пока "косметических" санкций наносят вовсе не косметический урон отечественной экономике.

7 июля 2014 г. президент Владимир Путин провёл рабочую встречу с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым. На ней министр доложил: "К сожалению, по-прежнему у нас довольно негативные результаты по сальдо капитального счёта. Чистый отток частного иностранного капитала у нас порядка 80 млрд долларов. Это в основном результаты I квартала, когда большое количество депозитов – и домашних хозяйств, и бизнеса – были переоформлены, переведены в валютные депозиты или даже просто в наличную иностранную валюту. Это примерно 20 млрд долларов". То есть I квартал – это "плата" за Крым. И если 80 млрд долларов – это отток капитала за полгода, то масштабы, которых он мог бы достичь в пересчете на год в случае эскалации конфликта с Украиной, могли бы оказаться и вовсе катастрофическими…

Хотя министр утверждал, что деньги "никуда не ушли, просто переведены из рублей в иностранную валюту". По его мнению, они "остались, безусловно, в экономике, но статистика ведётся не по принципу резидентства, а по принципу валюты номинации, а потому хотя с этой точки зрения произошёл отток капитала, но фактически эти средства находятся у населения и бизнеса"... Одним словом, народ испугался войны и бросился переводить свои рублёвые сбережения в тот самый вечно зелёный…

"Обычно капитальный счёт и текущий счёт находятся между собой в такой противофазе, – рассказывал министр. – Когда увеличивается положительное сальдо текущего счёта, как правило, возникает некоторый отток капитала. Поэтому они между собой находятся в большем или меньшем балансе". "Но всё-таки, – мягко подошёл он к главному, – мы должны принимать меры, которые стимулировали бы приток капитала, принятие решений инвесторов – и внутренних, и внешних – относительно инвестиций в российскую экономику".

Этот разговор заметно контрастировал с тем настроем, с которым Владимир Путин подводил итоги своей деятельности на посту председателя Правительства РФ, выступая в Государственной Думе с отчётом о работе правительства. В своем выступлении он особо отметил, что Россия готова к тому, чтобы через пару лет войти в пятёрку крупнейших экономик мира. Этого точно нельзя достичь без кардинального улучшения инвестиционного климата, без коренного изменения отношения государства к предпринимательскому сословию.

"Рабочие места создаются прямыми инвестициями, прежде всего частными… Нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 г., а затем и до 30%". Для достижения этих целей "в России должен быть не просто создан благоприятный, а конкурентоспособный инвестиционный климат". Однако в 2014 г. инвестиционная лодка разбилась о геополитику.

Отныне МЭРТу остаётся рассчитывать, что хотя во втором полугодии и не произойдёт "перехода в положительную область" в части чистого оттока капитала (в основном частного), он "немножко продолжится", но будет уже "не столько значительным по величине". Понятно, что это случится только в том случае, если политические меры по урегулированию российско-украинского конфликта начнут давать положительный результат, поскольку реакция населения и инвесторов на обострение украинского конфликта теперь уже продемонстрирована.

В одном из своих недавних интервью глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов на вопросы журналиста "Отражаются ли, по-вашему, на российской экономике санкции и охлаждение отношений с Западом? Как долго продлится такая ситуация?" ответил: "В любом случае санкции отразились на всех компаниях: всем, как правило, на одну ступень понизили рейтинги, в том числе и “ЛУКОЙЛу”, и “Газпрому”, и “Роснефти”".

"Это в любом случае, – продолжал он, – отражается на капитализации компании и на её возможностях доступа к финансовым рынкам. Кто-то может говорить “не отразилось, не отразилось”, но санкции всё равно отражаются на всех! Мы, как вы знаете, перенесли размещение евробондов с весны на осень, так как банки-организаторы рекомендовали вернуться к этому вопросу осенью: может быть, будет изменён рейтинг и станут доступнее более дешёвые и длинные деньги. Сейчас все сделали паузу, чтобы понять, насколько быстро стабилизируется ситуация. И вопрос стоит уже не столько о Крыме, сколько о востоке Украины. Конечно, все ждут, мониторят, наблюдают…".

Действительно, снижение кредитных рейтингов является пока едва ли не главным практическим результатом политических процессов, связанных с Украиной, который наносит заметный вред российской экономике. Как известно, ещё в марте рейтинговые агентства Fitch и Standard & Poors, а впоследствии и Moody’s снизили свои прогнозы по рейтингу России до "негативного", объяснив это возрастающими геополитическими рисками и будущим воздействием международных санкций на российскую экономику.

Каким образом и за счёт чего экономика будет противостоять воздействию санкций и снижению инвестиций при столь негативных прогнозах, в том числе и со стороны самого Минэкономразвития, пока вопрос.

Украинский кризис 2014 г. по-своему подытожил десятилетие российско-белорусской, двух российско-украинских и российско-туркменской газовых войн. В результате выработка единой энергетической политики ЕС отныне является приоритетным направлением на ближайшие пять лет. Такие заявления содержит программа, которую опубликовал, ещё будучи кандидатом, утверждённый 27 июня лидерами ЕС на пост главы Еврокомиссии бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.

"Я хочу провести реформу и реорганизовать энергетическую политику ЕС в новый Европейский энергетический союз, – подчеркнул он. – Необходимо соединить наши энергетические ресурсы, инфраструктуру и объединиться, чтобы усилить позиции перед третьими странами. Мы также должны диверсифицировать наши энергетические источники и сократить энергетическую зависимость ряда стран союза".

А за месяц до заявления Юнкера в СМИ появилась утечка информации о трёх возможных сценариях санкций против России. Сообщалось, что это меры затронут финансовый, энергетический и оборонный секторы. Могут быть введены ограничения на импорт из РФ предметов роскоши типа алмазов, драгоценных металлов, мехов и чёрной икры и на экспорт удобрений, химических компонентов, автомобильной резины и судов. Наиболее радикальный сценарий предусматривал запрет на торговлю оружием и даже нефтегазовое эмбарго. "Жёсткий" вариант – это также ограничение новых инвестиций в российскую экономику, строгое применение правил ЕС к российским активам в европейских компаниях.

Полный текст статьи читайте в №7-8 "Нефти России".

Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.

Просмотров: 217 | Добавил: duoredist1970 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0